Винтажный шик: как носить архивные коллекции известных брендов
- 12 августа 2024 10:48:00
- Просмотров: 1349
Статистика уверяет, что за последние пятнадцать лет производство обуви и одежды выросло в три раза. Зато отрезок времени, которым измеряется жизнь обычной юбки или брюк, сократился вчетверо – сезон, редко два. Потребитель модного товара вовлечён в бесконечный бег по кругу от коллекции «Весна\Лето» до коллекции «Осень\Зима» и обратно. Относил сезон – отнеси в помойку!
Не отстают и компании. Всё текстильное и обувное производство заточено на концепцию «быстрой моды», где одежда – одноразовый товар. Ежегодно производители вывозят на свалку нереализованных, но вполне носибельных вещей на сумму около 500 млрд долларов. И это только в массовом сегменте! Если приплюсовать сюда лакшери потребление, то цифра вырастет до астрономических величин. По уверениям специалистов люксовые бренды производят в среднем на 40% больше, чем удаётся продать. А производства тем временем продолжают работать на полную катушку, увеличивая нагрузку на экологию.
Чтобы изменить эту порочную систему, пора всерьёз задуматься над выработкой новых моделей потребления. Как сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты? Ведь надеть новый наряд всё время хочется. На помощь приходит концепция вторичного использования красивых добротных вещей, способных ещё долго радовать модников. Например, таких, что созданы топовыми дизайнерами для ведущих модных брендов. Причём неважно, сколько лет вещи, если она по-прежнему в хорошем состоянии и несёт на себе отпечаток стиля и модного шика.
Преимущества архивных коллекций
Пару десятков лет назад наиболее продвинутые завсегдатаи модных бутиков впервые услышали слово «винтаж» применительно к одежде и начали активно обращаться к архивным коллекциям ведущих брендов.
Винтаж (vintage) – термин из лексикона виноделов. Характеризует выдержанное вино исключительного качества и эксклюзивного вкуса. Напиток, который невозможно воспроизвести ещё раз с такими же вкусовыми качествами из-за меняющихся погодных условий при созревании винограда.
Применим смысл формулировки к произведениям высокой моды:
Раритеты или их авторские копии, исключительно стильные вещи, в своё время повлиявшие на смену модной парадигмы, произведённые или сохранившиеся в ограниченном количестве – вот что такое винтаж в моде.
Вопрос: когда вещь становится винтажной?
Ответ: должно пройти примерно четверть века с момента её создания.
После этого одежда, обувь и аксессуары либо переходят в высшую лигу, либо недостойны дизайнерского внимания. Например, сейчас винтажными можно назвать вещи, модные в начале 2000-х. Но, разумеется, далеко не все. Если спустя 20–25 лет даже историки моды не могут вспомнить о коллекции ничего – увы. Настоящая винтажная вещь – всегда строгое отражение веяний своего времени и запоминается надолго. Найти такую – непростое дело.
Вопрос: но где же искать эти архивные залежи?
Ответ: некоторое количество вещей, повлиявших на ход истории, хранятся в мировых музеях, институтах моды, или в шоурумах брендов, как правило, на родине их создателей.
Как вы уже поняли, винтажная и архивная вещь – это не одно и то же. Прийти и попросить в музее что-нибудь из архивного ассортимента на вечер – заманчивый квест, но результат, скорее всего, предсказуем. На помощь приходят сетевые барахолки и магазинчики брендовых вещей. Один из таких – ресейл-бутик Alamode.
Топ-5 брендов с культовыми архивными коллекциями
Разумеется, не каждый бренд удостаивается занесения в анналы и на страницы модной истории. Как и не каждая коллекция становится культовой. Бывает, что модный дом годами не может выпустить ничего сто́ящего. Зато если звёзды сложились в правильные линии, то можно говорить о тектонических сдвигах, меняющих треды, тренды и парадигмы.
Расскажем о некоторых идеях дизайнеров одежды, перевернувших мир моды.
Chanel
Инвестировать в Шанель просто и приятно. Ведь приобретая престижную сумочку, обувь, текстиль или узнаваемые пусеты с пересечёнными полукольцами, вы не только приобретаете стильную вещь, вы приобщаетесь к легенде и вкладываетесь в высокое искусство.
В Аламод женская сумка CHANEL шоколадного цвета на цепочке – прямая отсылка к культовой Chanel 2.55.
«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – заявляет Коко Шанель в 1954 году и в начале следующего года буквально на цепочке выводит в свет компактную модель crossbody, которая не просто освобождает руки, но и придаёт динамики женскому образу. С названием, как всегда, мадемуазель не морочится. 2.55 - это февраль 1955 года. Ну а про Chanel №5 вы помните и без нас.
Дизайнеры Шанель уже дважды обращались за вдохновением к культовому аксессуару. В феврале 2005, в честь знакового 50-летия представлена модель Reissue 2.55. В июне 2016 в рамках презентации коллекции Métiers d’Art Paris in Rom вышла ещё одна новая версия 2.55.
Gucci
Словосочетание «сумочка от Гуччи» – уже приобрело лингвистическую устойчивость и перешло в разряд культурно-исторического реликта. Образцы из таких коллекций, как Bamboo и GG Marmont хранятся в музее Gucci, во Флоренции, родном городе Гуччио Гуччи, в трёхэтажном средневековом Палаццо делла Мерканция. Некоторые из этих образцов давно стали источниками вдохновения для следующих поколений дизайнеров.
Первый глоток живой воды из коллекции Bamboo 1947 года позволил креаторам Gucci создать в 1991 тоут с бамбуковыми ручками – любимую сумку принцессы Дианы. Второй раз напиться из Bamboo креативному директору Алессандро Микеле удалось в 2021 г. Культовый тоут приобрёл имя Diana. Кстати, с принцессами у Gucci особые отношения. Не прошло и десяти лет с момента создания в 1961 г. хобо Constance с плечевым ремнём, как полюбившаяся Жаклин Кеннеди сумочка получила новое имя Jackie.
Сегодня в коллекции Alamode бордовая сумочка-кроссбоди из кожи питона с двойным конвертом – прямая отсылка к ещё одной культовой коллекции Gucci Dionysus (осень 2015)
Yves Saint Laurent
Два года назад, в Париже сразу в нескольких музеях (на 5 авеню Марсо, музеях Пикассо и д’Орсе, Центре Помпиду и, тадамм, в Лувре!) открылись экспозиции архивных коллекций Ива Сен-Лорана. Таким образом Французская республика отметила шестидесятилетнюю карьеру модельера, многое сделавшего для укрепления имиджа Франции как мировой столицы моды.
29 января 1962 года молодой, но амбициозный кутюрье Ив Сен-Лоран, работавший раньше у Диора, представил публике свою первую самостоятельную коллекцию. С тех пор утекло много лет, создано столько шедевров, что хватит не на одну жизнь, а такие культовые вещи, как платье Mondrian, Le Smoking и прозрачная блуза будут вдохновителями модельеров всех времён и народов.
Первый во всём! Первый, кто выделил pret-a-porte из высокой моды. Первый создал свою линию косметики. Первый вывел на подиум чернокожих моделей (да, да, Наоми Кэмбелл начинала в Yves Saint Laurent). Умелый провокатор, чьи духи Opium были запрещены во многих странах мира. В 1966 потроллил Диора и его New look, создав коллекцию Nude look с прозрачными платьями и блузами, вызвавшими шок на показе. А через пять лет сам разделся догола, рекламируя одеколон Homme.
Увы, маэстро покинул нас в 2008 году. Но дело его живёт! Созданный Сен-Лораном бренд собирает под своей крышей гениев моды со всего мира.
Один из шедевров начала 2000-х, винтажные босоножки YSL на платформе Tribute, авторства Франческо Руссо, представлены в Alamode в нескольких цветовых сочетаниях.
Versace
В 2017 году журнал Vogue оцифровал фотографии с одиннадцати показов коллекций Versace с 1992 по 1997 год. Они и сейчас доступны, можете посмотреть. Пожалуй, лучшее, что было создано Джанни Версаче, креативным директором бренда, за всю свою активную, насыщенную событиями жизнь. Сколько ещё мог бы сделать этот незаурядный человек?! Но 15 июля 1997 года пуля киллера прервала блестящий путь Командора ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Спустя двадцать лет (опять эти магические 20), после головокружительного взлёта и стремительного падения бренда, Донателла Версаче творчески переосмыслила наследие брата и посвятила ему коллекцию Spring/summer – 2018. В неё вошли платья и костюмы с роскошными винтажными животными принтами, пышное барокко и узнаваемые меандры, главная из которых – голова Медузы Горгоны. Закрывали показ повзрослевшие топ-модели начала века, знавшие Джанни Версаче лично: Хелена Кристенсен, Наоми Кэмпбелл, Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд и Карла Бруни. С этого момента закончилась обычная жизнь торговой марки, она навсегда переместилась в категорию легендарных брендов.
Однако модный дом Versace не остановился на достигнутом и через два года снова громко заявил о себе. Зелёное платье «Джунгли» из летящего шифона с тропическим принтом, глубоким декольте и брошкой на животе, которое 23 февраля 2000 года Дженнифер Лопес надела на церемонию вручения премии Грэмми, поставлено знатоками моды на пятое место среди культовых платьев всех времён. В течение следующего после той вечеринки дня, фото Дженифер в зелёном платье Versace пользователи сети скачали свыше 600 тысяч раз, а Google засел за разработку сервиса поиска по изображению.
Изящная повседневная реплика шедевра до недавних пор ждала вас в бутике Аламод на Тверской.
Dior
За свою почти вековую историю Christian Dior повидал всякого. Взлёты и падения, слияния и поглощения, шумные скандалы и тихие закрытия неприбыльных активов. Множество выдающихся кутюрье начинало здесь свою карьеру. Их креативные разработки под маркой CD заслуженно входят в золотую коллекцию моды.
Любая культовая вещь Dior от юбки-карандаша до бар-жакета пригодна для создания винтажного образа. Но в этой статье мы хотели бы остановиться на одном славном периоде Дома Диор особо. А именно, на начале 2000-х, когда молодой английский художник по костюмам Джон Гальяно (Хуан Карлос Антонио Гальяно Гильен) буквально взорвал модный мир своими незабываемыми коллекциями.
Напомним контекст тех лет. Менялась эпоха, истекало тысячелетие. Миллениалы требовали перемен. А в Доме Высокой моды Christian Dior креативным директором работал восхитительный Джанфранко Ферре – последний рыцарь той прекрасной дамы, ради которой работал ещё основоположник бренда Кристиан Диор. Пятьдесят лет в моде – это приговор, если ничего не менять. И владельцы бренда пригласили на должность креативного директора человека нового поколения, провокатора и бунтаря Джона Гальяно. Непрерывное наследие парадигмы Диор прервалось.
Enfant terrible европейской моды встряхнул старые, траченные молью образы и привнёс в старинный дом свежий ветер клубной культуры, гламура и театральности. Ставка была сделана правильно. При Гальяно выручка Дома Диор выросла втрое.
Вспомним весеннюю коллекцию 2000 года – переломный период для мастера. Гротескные резиновые сапоги, чумовой фейс-арт, спортивные штаны и футболки оверсайз. «Вы полагаете всё это будет носиться?» – спрашивали у мастера. «Я полагаю, что всё это следует шить!» – как бы отвечал Гальяно всем своим внешним видом. И оказался прав. Спортивный гламур уже больше двадцати лет не сходит с подмостков.
Потом был десятилетний изматывающий труд: десять, двенадцать, восемнадцать коллекций в год. Слава. Деньги. Всё это не могло не закончиться плохо. Срыв и скандал, стоивший Гальяно карьеры в Dior и потеря собственного имени как торговой марки.
Что ни делается – к лучшему. Сегодня дизайнер немного успокоился (по слухам, даже стал вегетарианцем), работает креативным директором Maison Margiela, марки, официальная стратегия которой – отказ от приверженности любым модным течениям. Такая философия отсылает нас к винтажной эстетике барахолки и французского броканта – всё, что так любит Гальяно. Но начало работы в Dior, Haute Couture, египетская и восточные коллекции от Гальяно по праву занесены в книгу поколений.
В Аламод шерстяное платье-туника MAISON MARGIELA – отличный образец последиоровского Гальяно.
Как выбрать винтажные вещи из архивных коллекций
Да, мы всё ещё не сказали, что для вещей с историей появился созвучный времени термин – it-вещь. Винтажная тема, соответственно, айтема, а любительницы порыться в старых коллекциях – it-girls.
Допустим, вы загорелись и, как настоящий коллекционер, почувствовали вкус к бесконечному сёрфингу в сети в поисках настоящих жемчужных зёрен для занесения в собственный гардероб. Несколько советов начинающим:
- Расширяйте насмотренность. Изучайте коллекции прошлых лет: фото, видео. Больше читайте тематическую прессу. Причём, вас должны интересовать не столько современные тексты о старых коллекциях, сколько журнальные статьи двадцати – тридцатилетней давности, рассказывающие о модных ивентах тех лет.
- Изучайте артефакты. Как выглядела модная бирка сумки Birkin в 2000-м (это тест)). Какие отдушки для неё используются (подсказка: кожа, кедр, тмин, пачули, тимьян, сандал). Собирайте описания культовых вещей.
- Сомневаетесь в подлинности – обращайтесь к профессионалам. Например, в бутике Аламод очень популярна услуга проверки фирменных сумок на оригинальность (authentic entrupy).
- На первых порах заведите собственного байера. Впрочем, и на вторых тоже… Дружба с грамотным стилистом – лучшее, что можно придумать в модном бизнесе.
В конце концов, если вы ошиблись и случайно купили косплей из современного материала – ничего страшного. Если копия сидит отлично, то это только на пользу – меньше мороки с поддержанием хорошего состояния.
Стилизация архивных вещей в современном образе
Наиболее просто и органично вписываются в современный контекст сумки и обувь. Вы можете спокойно носить любой винтажный аксессуар с любым актуальным аутфитом. Это только подчеркнёт изысканность образа. Главное – соблюсти несколько простых рекомендаций.
Для начала три правила комбинирования цвета:
- Не более трёх–четырёх оттенков в гамме.
- Если три, то два из них должны стоять рядом в цветовом круге, третий – на противоположной части спектра. Например, красный и оранжевый + зелёный.
- Если четыре, то два рядом стоя́щих против двух других, напротив. Например, жёлтый и салатовый + фиолетовый и маджента.
Разумеется, белое и чёрное комбинируется со всеми цветами. Чтобы чёрно-белая гамма не смотрелась скучно – добавляйте любой яркий акцент.
Второй совет касается возраста. До 25 лет (вы заметили? опять двадцать пять) можно комбинировать всё со всем. Молодости простительны любые эксперименты. Чем старше вы становитесь, тем осмотрительнее должны побираться винтажные вещи, чтобы вас не сочли старушкой из того времени. Лучший выбор – одна яркая вещь в стилистике ретро. Остальное в рамках современного аутфита.
Третий совет, который работает безотказно, – объединение в одном луке нескольких вещей разных стилевых направлений. Например, бабушкина юбка Yohji Yamamoto и берцы CHANEL из бутика Alamode.
***
Ну что ж, вроде бы рассмотрели винтаж под разными углами. Получился живой, переполненный нужной информацией блог. В заключение следует сказать лишь одно: модный винтаж, как вино, настоящее и настоявшееся. Интерес к нему, как к антиквариату, будет только расти с годами.